Энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность - стратегические ориентиры долгосрочной государственной энергетической политики.Государственная энергетическая политика России задаётся в первую очередь её Энергетической стратегией. Энергостратегия на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго одобрен Правительством Российской Федерации, направлена на максимально эффективное использование энергетического потенциала России, достижение полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепление позиций на нём и получение наибольшей выгоды для национальной экономики. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития (КДР) Российской Федерации до 2020 года. Поэтому и в энергетическом секторе антикризисные меры направлены, во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК, во-вторых, на необходимую корректировку с учётом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора и, в-третьих, на принятие в связи с кризисом оперативных решений. Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.Необходимо отметить, что главное в стратегии, конечно, не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора. За основу при разработке ЭС-2030 приняты укрупнённые прогнозные гипотезы социально-экономического развития. Согласно первой прогнозной гипотезе, к концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно 2013-2015 гг.) начнёт осуществляться выход на предусмотренные в КДР темпы социально-экономического развития страны. Это будет происходить на фоне анализа последствий мирового финансово-экономического кризиса, возможного посткризисного роста мировой экономики, нестабильности мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков. В этих условиях возрастёт роль государственного участия в развитии российского энергетического сектора, в том числе участия в обеспечении необходимыми ресурсами для строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, предоставления бизнесу государственных гарантий под реализацию приоритетных долгосрочных инвестиционных проектов, поддержки финансово-экономической устойчивости системообразующих компаний энергетического сектора.Согласно второй гипотезе, за счёт более ускоренного развития в посткризисный период к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно 2020-2022 гг.) будет обеспечен выход на предусмотренные КДР уровни социально-экономического развития. На этом этапе ожидаются резкое повышение энергоэффективности экономики и энергетики, ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, полуострове Ямал и на шельфе арктических морей, а также инновационное обновление отраслей ТЭК. Этот этап, по прогнозам, будет проходить в условиях стабилизации мирового энергетического рынка и уменьшения зависимости российской экономики от экспорта энергоресурсов. Роль прямого государственного участия в развитии энергетического сектора на данном этапе будет постепенно ослабевать. Прямое участие государства в обеспечении функционирования и развития энергетического сектора будет постепенно вытесняться различными формами частно-государственного партнёрства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инновационной основы для последующего перехода на новую технологическую волну в энергетике. При этом государство усилит своё регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды, определяющей «правила игры» в российском энергетическом секторе.Наконец, на последнем этапе, который должен завершиться в 2030 году, предполагается постепенный переход к энергетике будущего. Третий этап будет проходить в условиях значительного снижения роли ТЭК в экономике России. В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора существенно видоизменится. Значение государства как агента экономической деятельности возрастёт в создании инновационных направлений развития энергетического сектора (неуглеводородная энергетика и пр.), тогда как в традиционных отраслях энергетики его роль будет сводиться преимущественно к регулированию и обеспечению устойчивой институциональной и нормативно-правовой среды для эффективной работы частного бизнеса.При реализации всех этапов ЭС-2030 неизменной остаётся система главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов её реализации.Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: - обеспечение гарантированной энергетической безопасности России и её регионов; - рост душевого потребления различных энергоресурсов на 40-85% к уровню 2005 г. (с учётом мер по повышению энергоэффективности); - более чем полуторакратное снижение износа производственных фондов; - ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей.Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу.Намеченные ориентиры: не менее чем двукратное снижение удельной энергоёмкости ВВП, кратный рост объёма энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10процентное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными, доведение ежегодного объёма экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до не менее чем 300 млн тонн у.т./год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения).Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объём инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств.Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязнённых сточных вод в водоёмы, образования отходов) и ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году на уровне 100-105% от 1990 года.При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты «дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации, в частности, для политики недропользования и управления государственным фондом недр, развития внутренних топливно-энергетических рынков, формирования рационального топливно-энергетического баланса, а также региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе. Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, объективная значимость российского топливно-энергетического комплекса в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нём и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.Представленные меры и механизмы государственной внешней энергетической политики направлены на решение следующих задач:- отражения национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;- диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;- обеспечения стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;- укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;- обеспечения эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России, в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях.В рамках Энергостратегии был разработан проект «дорожной карты» развития внешней энергетической политики с соответствующими индикаторами. Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 году производства и внутреннего потребления ТЭР по сравнению с существующим уровнем составляет для производства ТЭР - 26-36%, для внутреннего потребления ТЭР - примерно в полтора раза больше (39-58%). Соотношение объёмов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.Существенно изменится структура производства и потребления первичных энергоресурсов. В производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких энергоресурсов - нефти и конденсата. В потреблении, напротив, уменьшится доля газа и возрастёт доля нефти. В обеих сферах - и в производстве, и в потреблении - увеличится доля угля и нетопливных энергоресурсов.Развитие нетопливной энергетики - атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику, - является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030 предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей. Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии - геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др. Предусматривается, что к концу третьего этапа доля нетопливных источников в производстве электроэнергии будет составлять не менее 38%. При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из указанных нетопливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030 подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов, в первую очередь в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта.Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объёмы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего технологического и экономического максимума, экспорт нефти и нефтепродуктов будет устойчиво снижаться, значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса. Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 году добыча нефти сможет составить 530-535 млн т (рост на 8,7-9,7% к уровню 2008 г.); её переработка - 275-311 млн т (рост на 16-31%); экспорт нефти и нефтепродуктов - 306-329 млн. т (снижение на 0-6,4%).Что касается газовой промышленности, то уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе (главным образом за счёт эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом.На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа, который будет рассматриваться не только как энергоноситель, но и как ценный химический продукт. Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство синтетического жидкого топлива на основе газа. Внутри страны будет завершена газификация её регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения. Более четверти объёма добычи газа в стране будут давать независимые производители газа. Начнётся освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией.Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 году добыча газа сможет составить 885-940 млрд куб. м (рост на 33-42%); его экспорт (с учётом транзита) - 349-368 млрд куб. м (рост на 45-53%).В угольной промышленности возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн т за пятилетие), в полтора раза возрос объём переработки углей на обогатительных фабриках; в 1,6 раза увеличился объём экспорта угля, достигнув почти 100 млн т. Вместе с тем перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк. На первом этапе реализации ЭС-2030 в угольной промышленности планируются: - реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объёмов производства угля; - завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; - техническое перевооружение и интенсификация угольного производства; - дальнейшее увеличение объёмов обогащения угля; - снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, развитие экспортного потенциала отрасли. На завершающем этапе реализации стратегии предусматривается обеспечить кардинальное повышение производительности труда в угольной отрасли при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и т. п.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 году добыча угля сможет составить 425-470 млн т (рост на 30-44%); охват обогащением каменных энергетических углей - 65-70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается, сохранится примерно на существующем уровне.В электроэнергетике завершается процесс реформирования отра
11.01.2010 Сергей Шматко
ЭС 2030: ГОРИЗОНТЫ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО
19 2009 - Стратегия преодоления
20 2009 - Кадры будущего
21 2009 - Энергия созидания
22 2010 - Мир после кризиса. Каким ему быть?
23 2010 - Модернизация: Повестка сегодняшнего дня
24 2010 - Реальная экономика
25 2011 - "Первое десятилетие XXI века. Предворительные итоги" "Казахстан: мониторинг опыта развития и интеграции"
26 2011 - Инфра-структура развития
27 2011 - Маршруты обновления
28 2012 - Единство ради будущего
29 2012 - Государство и экономика. Стратегическое целеполагание
30 2012 - Гуманитарные стратегии & Экономические решения
31 2012 - Курсом интеллектуального обновления
Комментариев нет:
Отправить комментарий